Российский индолог Александр Сенкевич полюбил эту страну задолго до нынешней моды на поездки в ашрамы и способен на чистом хинди высмеять глотаемую европейцами псевдоиндуистскую попсню.
- В Индии я провожу как минимум три месяца каждый год — и это продолжается уже не первое десятилетие. Я летал по ней на самолете, путешествовал на машине с дипномерами, ездил на поезде классом для простонародья, ходил пешком. Индия очень разная, в ней есть место и высокодуховным центрам с библиотеками, где древние знания хранятся записанными еще на пальмовых листьях, — и краям, где живут людоеды. Там я тоже был. Оттуда родом индийские леворадикалы, обычное дело: мама с папой — людоеды, а сын — образованный революционер. В Индии есть все. Это страна, нашпигованная всеми пластами истории и всеми религиями.
- А что-то общее у индийцев есть?
- Любовь к мистике. В Индии ты на каждом шагу можешь найти собеседника на тему — есть ли бог и в чем смысл жизни. Опять-таки — ты можешь в этой стране получить глубинные знания, философскую систему. А можешь — фокусы, шарлатанство, обрывки каких-то практик в яркой упаковке. Смотря что тебе надо. Я сам возил в Индию людей и видел, как это бывает. Например, в 93 году я провез друга по крупным тибетским монастырям, мы хотели изучить Книгу Мертвых. У друга тогда убили сына, Илью Медкова, самого молодого миллионера России. Отец пытался что-то для себя понять, искал объяснений и успокоения. И мы получили доступ к очень серьезной литературе, мало какому иностранцу дано такое узнать. С другой стороны, я возил группы, где на лицах написано большими буквами желание обмануться. И эти люди тоже получали, что хотели. Помню, была группа, самостоятельные образованные дамы: психотерапевты, банкирши. Руководитель группы просил: «Саша, дамы хотят чудес. Устрой встречу со святым». А мы в гималайских горах. «Ты что, Толя, — говорю, — где я его возьму?». «Это твои проблемы». Остановились в Дхарамсале, у резиденции Далай-ламы, и я отправился искать местного махатму. Смотрю: идет дедуля, тюрбан, белая одежда, чистенький такой и с кружкой металлической — значит, прервал уже суетные отношения с миром, живет на подаяние. Махатма — это вроде звания, великая душа. И что важно — он говорит на хинди, там же масса диалектов. Мы столковались: я дал ему пятьсот рупий, попросил группу благословить.
Повел его в автобус. Он помахал руками — благословил. Но не ушел, достал малу — четки и протянул одной из женщин. Она дала ему зачем-то 100 долларов и в экстазе: «Я чувствую, это все теплое, это все светит, какая энергетика! Это же настоящий святой!». Смотрю, старец еще четки вынимает и еще, и еще. К нему руки тянутся со стодолларовыми купюрами. А четки не кончаются! Индийское чудо. Я думаю: господи, боже мой. Их там было 26 человек, все купили и всем мало, старец по-прежнему четки вынимает, доллары берет. Толя говорит тихо: «Саша, останови его». Я старцу на хинди: «Хватит, ты получил свое». А он вроде и не слышит. Я повысил голос: «Выкину тебя сейчас из автобуса! Не имеешь права этим заниматься!». И тут происходит самое интересное. Дед поворачивается и важно говорит: «А я имею право. У меня сертификат!». Я говорю: покажи. Он достает из недр одежды бумажку, на которой по-английски от руки написано «Сертификат». И ниже: «Свами такой-то инициировал такого-то на то, что он может творить чудеса». Вместо подписи — жирный отпечаток большого пальца. Анекдот! Я говорю: ты понимаешь, что у людей не хватит денег на обратные билеты? Сейчас полицию вызову и тебя арестуют». Старик сразу испарился. А женщины надулись.
Двинулись мы дальше. Я объявляю: «Раз вы на меня обиделись, я вас накажу. Сейчас я тоже покажу чудо: отключу ваши мобильные телефоны!» Наговорил им с три короба про энергию, которую на это чудо потрачу, сказал, что от такого напряжения можно даже умереть. У них лица серьезные, жмут на кнопки — телефоны немы. Полтора часа мы ехали по горам в полной тишине, дамы подавлены, я не ожидал такого эффекта. Через 50 километров говорю: «Ладно, больше на вас не сержусь. Да и сил у меня уже мало. Включаю вам мобильники!» И телефоны зазвонили. Они так обрадовались, словно папуасы — концу солнечного затмения.
- А как вы это сделали?
- Там «мертвая зона» была. Ни одной антенны. Я же по этой дороге сколько раз уже ездил...
Пролетая над гнездом Саи-бабы
- Индией я заболел в далекой юности, прочитав Джавахарлара Неру. Это перевернуло мое сознание. Я поступил в Институт восточных языков, не предполагая, что это заведение, скажем так, со специфическим уклоном. В результате весь курс ездил на стажировку в Индию, не пускали только меня и одну девушку, которая тоже имела привычку говорить, что думала, она потом стала женой мэра Панамы. Но мистика началась уже в те годы! Люди, от которых я никак не ожидал помощи, помогли мне поехать в Индию.
Страна мне сразу понравилась невероятно. Любой русский должен себя чувствовать там свободно, потому что вокруг полно разгильдяев, как в России. Но есть два отличия. Индийцы не пьют, климат не позволяет. Зато будучи постоянно при солнце, они очень оптимистичны. Нищий просит у тебя денежку с улыбкой, и даже если ты отказываешь, это не повод, чтобы он перестал улыбаться. Какой-то поток жизни, который изливается из них бесконечно. И ты видишь, как все это сверкает, переливается, пузырится. Другое отличие: даже от последнего бомжа не пахнет. Вот он стоит в рубище, аж тело насквозь светится, а запаха нет. Потому что моется не один раз на дню и тряпки свои стирает.
- Ажиотаж среди европейцев вокруг индийских гуру на ваших глазах зародился?
- Я был у Сатьи Саи-бабы еще во времена СССР. Он уже был окружен шумихой: мол, сидит такой святой под Бангалором и материализует из пустоты алмазы, сапфиры. Мы приехали к Саи-бабе с советским послом и были приняты, как VIP-персоны — сразу. Сидим, разговариваем — и вдруг воспарили. Гуру исказился, а мы поплавали-поплавали, приземлились. Думаю, в соке, которым нас там угощали, был наркотик. Или Саи-баба гипнозом владеет. С нами еще американцы были — все мы получили от Саи-бабы по камушку. Мне достался агат, а одной американке Саи-баба подарил сапфир. Потом я узнал, что дама перед визитом перевела на его имя около полутора миллионов долларов. Можно за это и сапфирчик за сто тысяч — процент от пожертвования.
Второй раз я видел Саи-бабу уже как обычный паломник, правда, у меня была машина с дипномером. Я наблюдал эту массовку, орущую толпу из европейцев, где каждый смотрел на Саи-бабу с благоговением, глазами умоляя выбрать, выбрать, выбрать именно его из этой толпы и лично благословить. Это был какой-то немыслимый экстаз и обожание. И я так понял, что судьба белой нации на исходе. И судьба христианской культуры под огромной угрозой.
- Саи-баба — заурядный шарлатан?
- Я бы сказал, фокусник. И незаурядный. Только очень целеустремленная личность могла создать такую Систему: хорошо отлаженную, со сбором информации через разветвленную сеть собственных гостиниц. Задача любого создателя Системы — будь то секта, учение или движение — чтобы в тебя истово поверили женщины. Обычно это экзальтированные особы, истерички, кликуши, — неважно, за ними подтянутся женщины поприличней, а те уже обработают своих мужей, родственников, коллег по работе. А если не обработают, то просто отодвинут их в сторону. У меня был знакомый еврей из Львова, который уехал в Штаты, стал миллионером. И вдруг его жена увлеклась Саи-бабой. Она поставило его фото в спальне и смотрела, не отрываясь. Даже сексом заниматься перестала. Вдруг выяснилось, что она тайно перевела на счет Саи-бабы два миллиона. Еврей кричал: «Что, этому вонючему негру!», хотя Саи-баба не негр. А потом эта женщина сбежала к своему кумиру в Индию, муж поехал ее искать. Мы с ним ходили по берегу моря и разговаривали — как могло такое произойти! Он был на грани. Позже я узнал, что до жены он так и не добрался — сошел с ума.