Всем привет!
Что-то впечатлил и огорчил (мягко сказано) этот отчет:
http://skitalets.ru/water/2005/nepal_koval/index.htm
Отчет о водном маршруте 6 категории сложности по реке Арун
15 ноября 2004 г. - 8 января 2005 г., Непал
"...Разрешение на сплав неосвоенных еще участков рек можно получить через непальские туристические компании, которые, в свою очередь, обращаются за необходимыми бумагами в Ассоциацию рафтинга Непала и Министерство туризма. На коммерческие участки рек пермиты (разрешения) сейчас не нужны - достаточно заплатить компании за транспорт, заказ билетов и, если нужен, за гида-проводника. Треккинговые пермиты, кстати, тоже отменены, сбор взимается только за посещение национальных парков - все более-менее интересные места в непальских Гималаях как раз такие парки.
Насколько нам известно, сейчас практически никто не оформляет разрешения на сплав, пользуясь нестабильной ситуацией в стране и отсутствием контроля за туристами вне пределов Катманду. Мы разговаривали и с каякерами, занимающимися первопрохождениями притоков основных рек и притоков этих притоков, и непальскими гидами, которые редко, но ходят в подобные небольшие экспедиции с клиентами - никто не оформляет никакие бумаги. Но у нас все обстояло иначе. Дело в том, что Женя Ковалевский, совместно с Российским центром науки и культуры в Непале, осенью 2003 года, после успешного прохождения Дудх-Коси от истоков, практически от базового лагеря Эвереста, провели пресс-конференцию с ведущими СМИ Непала по итогам экспедиции. После этого наши друзья из "Mountain River Rafting" имели серьезные проблемы с Министерством туризма, вопрос стоял вплоть до лишения лицензии. Кроме того, желая распространить информацию на английском языке на профильные международные сайты, мы вынуждены были все делать официально, чтобы не лишиться права дальнейшего посещения королевства Непал.
Поэтому, чтобы попасть в верховья Аруна, мы были вынуждены получать разрешения, а также, навязанного нам так называемого "офицера связи", в обязанности которого входил контроль за нами на всех этапах экспедиции. Наши друзья постарались максимально снизить то финансовое бремя, которое дополнительно ложилось на наши плечи. Также мы оплатили по 20$ с человека за пребывание в Makalu-Barun National Park. Что интересно, и офицер связи, и представитель Непальской Ассоциации рафтинга посоветовали спрятать нам все разрешения подальше, и ни в коем случае их никому на маршруте не показывать, во избежание проблем с повстанцами-маоистами.
Более того, офицер связи категорически заявил, что с нами в экспедиции его гарантированно расстреляют партизаны как представителя официального правительства,, которое они не признают, и что ему для отчета необходимы билеты на самолет "Катманду-Тумлингтар-Катманду" (но он туда не полетит), а также фотографии команды и его в сплавном снаряжении, с "бубликом" и катамараном, на крыше отеля. Все эти требования,, абсурдные на наш взгляд, мы выполнили. Кстати, опасения его далеко не были лишены основания, как потом оказалось.
Время, необходимое на оформление бумаг в Министерстве туризма, мы потратили на обзорную экскурсию по Катманду, и на тренировочный сплав по интересному участку Бхоте-Коси, использовав рафт, каяк и буги-бот (пластиковую доску для сплава).
Политическая ситуация в Непале, вооруженный конфликт Королевских войск с повстанцами-маоистами постоянно вносит корректировки в ранее рассчитанный план экспедиции. Мы собирались на нанятом автобусе за ночь добраться до Хиле и оттуда выдвигаться вверх по Аруну с караваном носильщиков, также планировали и выбираться с реки - сплавившись до Чатры, вызванным из Катманду автобусом уехать в Катманду.
Но…, во-первых, быстро на автобусе сейчас не поедешь - огромные пробки на дорогах из-за постоянных проверок всего транспорта (в том числе и автобусов) на многочисленных блок-постах, так называемый "Корбу" - комендантский час на всех междугородних дорогах страны - с 23.00 до 05.00 часов утра запрет на движения любого транспорта, во-вторых, маоисты с 15 ноября объявили блокаду единственной дороге вдоль реки Трисули, связывающей долину Катманду с низменной частью страны, и, соответственно, с Индией, откуда идет автотранспортом наибольший поток грузов в столицу Непала. Весь транспорт, движущийся по дорогам вопреки объявленной блокаде, партизаны останавливают и уничтожают. Мы видели кадры государственного телеканала страны "Nepal One" - десятки сожженных автобусов и грузовиков, толпы людей, бредущих в Катманду вдоль Трисули. Туристы вынуждены теперь, отказавшись от автотранспорта, летать местными авиалиниями, даже в долину Покхара и Читван...
Несмотря на то, что еще в России мы были готовы и знали о предстоящей встрече с маоистами, несмотря на предупреждения Чрезвычайного и полномочного посла России в Непале господина Назарова Валерия Вартановича, затянувшимся контактом с партизанами во время экспедиции мы были поставлены в весьма затруднительное положение. Мы связываем это с практически полным отсутствием туристов в этом районе страны, и соответственной бедности местных маоистов, собирающих дань лишь с жителей этих мест. Так называемый "тикет", украшенный серпом и молотом с благодарностью за пожертвование на революционную войну, дешевле всего стоит в самом посещаемом месте Непала - тропе к Эвересту, и составляет 1000NR (непальских рупий с человека), на тропах к Макалу и Канченджанге "тикет" стоит соответственно 5000NR и 7000NR. Здесь же, в верховьях Аруна, маоисты хотели забрать у нас все более-менее ценное, включая и ненужные им каски и спасжилеты.
Первая встреча с ними произошла у нас в поселке Хатия. Угрозой забросать гранатами они остановили наш караван носильщиков и у нас начались тяжелые трехчасовые переговоры, с чаем и совместным фотографированием на фоне красных флагов, лозунгов и портретов председателя Мао. Им немного импонировали наш рассказ о России (бывшем СССР), комсомольские билеты, удостоверения дружинника и ударника коммунистического труда. После того, как мы сделали подарки, включая дорогой нож, мы двинулись далее.
Но неделей позже они выслали вслед за нами вооруженный отряд, который встретился нам в районе Чамтанга. Мы уже расставили страховку и видеосъемку, "бублик" готовился к старту в серьезный порог, Костя Стратейчук уже пристегнулся, а Василий Шашков сматывал чалку, готовясь запрыгнуть в свое колесо "бублика". В это время из джунглей появилось 14 боевиков, наставивших на ребят дула карабинов и кремниевых ружей - крайне неприятные ощущения.
Настроены они были решительно - 5000$ и фото-видеоаппаратура, часы, ножи, все тому подобное. Аргументы приводили такие: мы покупаем кур, лапшу и сахар, значит, у нас деньги есть, так мы должны были отдать деньги на борьбу, а нам, как друзьям, дали бы рису. А так мы обманули их, говоря о сложном финансовом положении.
Маоисты угрожали расстрелять нашего проводника Санкара, а также двоих участников, которые находились на разведке каньона ниже Хонггонга, которые на тот момент уже были привязаны к реке, контролируемые боевиками как заложники.
Найти компромисс в этой ситуации было очень сложно. На них подействовал вопрос: вы коммунисты или грабители? Забрав часть аппаратуры, они предложили встретиться через несколько дней в Хатия, чтобы обговорить сложившуюся ситуацию с их лидером-маоистом Орумом.
В дальнейшем, постоянно на фоне прохождения сложнейших порогов, тяжелых обносов непроходимых участков, происходили встречи с повстанцами-маоистами, с долгими переговорами, и т.д., и т.п., все это было достаточно тяжело морально.
Встретиться с Орумом в назначенный день не удалось - мы, измотанные долгим тяжелым путешествием, уже на тот момент просто опоздали в Хатия на два дня, но и партизан там не было уже неделю. Все их маленькие группы объединились в большой отряд, который выдвинулся к поселку Бублингтар, чтобы принять бой с отрядом королевского спецназа, который проводил рейд в этом районе.
Встреча с Орумом и его телохранителями произошла уже позже, в районе поселка Ува. Олег Захаров, с тремя носильщиками, общался с лидером маоистов более часа, и итогом разговора стало обещание заменить, по возможности, отобранный дорогой фотоаппарат на более простую модель и письмо к другим маоистам, чтобы больше нас не трогали. И на том спасибо.
12 декабря (ночуя на тропе ниже поселка Хонтгонг) мы устроили общее собрание команды с повесткой дня: "Что же дальше делать?" Все понимали, что, имея обратные авиабилеты на 23 декабря, сплав продолжить нереально - нужно, банально, оставив здесь снаряжение (носильщиков с нашим грузом маоисты наверняка не пропустят), уходить с реки пешком, пытаясь в срок добраться до Катманду. И еще неизвестно, успеем ли. На тот момент денег, чтобы всем улететь из Тумлингтара на самолете, не было - мы оплатили автобус "Чатра - Катманду", да и непонятно, как будет с партизанами, на какие действия, по отношению к нам, они могут пойти. Один из наших носильщиков, Пемба Шерпа, несколько дней назад был найден мертвым в ущелье ниже тропы. Может, сорвался, а может, и помогли. Мы расплатились с основным составом носильщиков, и они двинулись обратно в Тумлингтар. Как он сорвался на тропе, по которой ходил всю свою жизнь, не видел никто. Мы, жители равнин, проходили в том месте неоднократно…
…Разобрали, просушили снаряжение, вели долгую дискуссию с родственниками погибшего портера Пембы Шерпа - они требовали 2000$ на кремацию, познакомились и подружились с солдатами и командирами военного гарнизона в сильно укрепленном блокпосту аэропорта Тумлингтара. Играли с солдатами в волейбол - прямо в военном городке. Нас любезно пригласили в гости. Международный матч с сотней вооруженных автоматами и пулеметами болельщиков мы проиграли со счетом 1:2, но не расстроились, потому что у соперников к нам было самое доброжелательное отношение. Кстати, командир отряда спецназа Сита рассказал удивительный случай - несколько дней назад, во время боя у поселка Бумлингтар подкравшаяся женщина (в маоистских рядах довольно много представительниц "слабого" пола) бросила гранату. С него сорвало часть одежды, двух солдат рядом убило, но Сита не получил даже царапины. Нас предупредили, что в Тумлингтаре в 19-00 наступает комендантский час, никто не выходит из своих домов. В это время сильные туманы ночью и наутро, и рядом с аэропортом можно вполне получить пулю от бдительного часового. Когда наш самолет оторвался от взлетной полосы, мы вздохнули с большим облегчением - все закончилось. Видимость за бортом прекрасная - отчетливо вырисовывались Макалу, Чамланг, Барунтзе, пик 5 и 6 и, конечно, долина верхнего Аруна - доведется ли снова побывать здесь когда-нибудь?
…Кстати, маоисты ввели сухой закон на подконтрольной им территории. Даже на магистральной тропе в базовый лагерь Макалу невозможно купить пиво и непальский виски. О "чанге" (местном напитке из перебродившего проса) и то с трудом договаривались.
На всем пути от самого Кхандбари нет ни единого "чекпоста" - бывшие здания разрушены, полицейские либо сбежали, либо были убиты. Сразу от Чичилы все дома по тропе и в поселках обязательно украшены красными флагами. В каждом более-менее крупном селении обязательно есть маоист, назначенный партизанами старшим, и ответственный за сбор дани с населения и проходящих носильщиков. Также по тропе в любом месте можно встретиться с вооруженной группой маоистов, передвигающихся по своим делам. Как нам рассказывали, такие отряды не ночуют две ночи подряд в одной деревне. Мы впервые встретились с партизанами на шестой день пути в Хатии, затем встречи были в Киматанке, Чамтанге, Чепуа, на Баруне, в Сигме, Хеданде, Уве, под Нумом.
Носильщики за день пути запрашивали 500 рупий, питались при этом сами. Чтобы их подбодрить на особенно тяжелых переходах, покупали им чанг и дополнительно рис. Идут они медленно - дневные переходы портеров просчитаны давно. Чтобы пройти за день большее расстояние, надо доплачивать.
Если не брать во внимание маоистов, местные жители относились к нам доброжелательно, бывало, угощали грейпфрутами и мандаринами…"