Из книги "МАРМАТЕРАПИЯ:ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТОЧКИ ЙОГИ И АЮРВЕДЫ"
Доктор Дэвид Фроули, Доктор Суббаш Ранаде и доктор Авинаш Леле.
Использование точек надавливания при массаже и акупунктуре становится популярной темой в области нетрадиционных методов лечения. В Аюрведе, традиционной индийской медицине, эти точки надавливания получили название «мармы» (marmas), что означает «уязвимые» или «чувствительные» зоны.
Такие точки могут иметь специфическое применение для диагностики и лечения болезней или использоваться в целях улучшения общего состояния здоровья и повышения долголетия людей. Мармы представляют собой неотъемлемую часть всех методов аюрведической терапии — от простейшего самолечения до сложных клинических процедур.
Мармы являются также важным аспектом учения о Йоге, с которым тесно смыкается Аюрведа. Йога — это не только тщательно разработанная система физических поз, она также признает силу праны (Рrапа) или жизненной энергия, которая может проявляться через точки (мармы) на поверхности тела. Понимание марм способно повысить эффективность практической йоги любого уровни или типа, независимо от того, какие процессы при этом задействуются: физические, дыхательные или мыслительные.
Подобно точкам акупунктуры, которые используются как в китайской медицине, так и в китайских боевых искусствах, марма-точки также находят применение в боевых искусствах Индии, к примеру, в боевой традиции калари (Ка1аri) в Южной Индии. В боевых искусствах упор делается на то, как с наибольшей силой и точностью поразить эти чувствительные точки для отражения напа¬дения противника.
Существование таких жизненно важных зон служит подтверждением того, что тело представляет собой не просто физическую массу, но является тонким (сложным) энергетическим полем с силовыми точками, посредством которых можно контролировать как физиологические, так и психические процессы.
Мармы составляют часть высшей «священной физиологии», которая делит человеческое тело на области в соответствии с каналами тонкой энергии и энергетическими точками. Тело имеет, собственные священные точки, как Земля имеет священные зоны и энергетические токи согласно законам священной географии. Необходимо изучить священную географию собственного тела, чтобы настроиться на связь с Землей и великим Космосом.
Без знания силовых границ собственного тела, невозможно по-настоящему понять себя или свое взаимодействие с окружающим миром, невозможно достичь долгосрочного равновесия и гармонии в жизни. Однако несмотря на то, что мармы считаются ключевым компонентом традиционных индийских учений, немногие люди на Западе имеют представление о них, даже из числа тех, кто занимается изучением Йоги или Аюрведы. Изучение марм позволяет увидеть обе системы под новым углом зрения, помогает проникнуть в источники жизненной энергии и творческой активности внутри и вокруг нас.
МАРМЫ И СИСТЕМА ЙОГИ
Мармы являются ключевыми энергетическими центрами на всех уровнях практической йоги: от поз (Аsanas — Асаны) до погружения в глубокую медитацию (Dhyana — Дхьяна).
Специальные позы в йоге влияют на энергию, содержащуюся в конечностях, суставах и позвоночном столбе, в которых расположены важные мармы. Асаны могут использоваться для обеспечения стимуляции и сбалансированности марм. Точно так же при выполнении различных поз можно применить воздействие на определенные мармы для усиления эффектов асаны.
Мармы соединяются с нади (nadis— тонкие нервы) и с чакрами (chakras) (энергетические центры) тонкого тела и разума. Они управляют взаимодействием между физическим и тонким (праническим) телами и взаимообменом энергии и информации между ними. Это означает, что мармы важны для лечения как тонкого, так и физического тела. Посредством воздействия на мармы можно восстановить нормальную связь между тонким телом (нашей внутренней энергией, настроениями и эмоциями) и физическим телом (нашим материальным состоянием), что способствует повышению здоровья и жизненной силы на обоих уровнях.
Как важные телесные зоны концентрации праны мармы могут применяться в сочетании с дыхательной йогой (Рrапауата — Пранаяма). С помощью дыхательной практики можно направлять прану сквозь различные мармы с целью исцеления, усиливая энергетический поток изнутри. Мармы являются сайтами аккумуляции стрессов и напряжения, блокирующих свободный поток энергии и самосознания. На них можно оказывать восстанавливающее воздействие с помощью методов релаксации и йоговской практики Пратьяхара (Рratyahara — методы интернализации и сенсорная терапия) для снятия блокады.
Мармы находят применение и в высших практиках йоги — концентрации, мантре и медитации. Специальные мантры используются в сочетании с конкретными мармами для повышения физической или психологической силы, адаптивных способностей и иммунитета. Люди, регулярно занимающиеся медитацией, начинают чувствовать состояние марм и ощущать токи проходящей через них энергии, которыми человек может научиться управлять исключительно с помощью силы мысли и воли.
Вырабатывая навыки ментальной концентрации, медитирующий может научиться заряжать и освобождать участки марм без привлечения внешних воздействий.
Следовательно, хороший наставник в йоге должен обладать глубоким знанием марм и понимать их взаимосвязанность с различными практиками йоги. Серьезно изучающий йогу человек не должен пренебрегать знаниями о размещении и функционировании марм.
МАРМА И АСАНЫ
Одна из основных целей практики Асан (специальных поз в йоге) состоит в обеспечении правильного прохождения энергии праны через различные марма-области. Поскольку многие мармы находятся в суставах, асаны помогают поддерживать их в энергетически чистом и заряженном состоянии.
Поэтому для эффективной практики асан важно принимать во внимание состояние различных центров марм в теле. Асаны направлены на обеспечение лучшей циркуляции энергии в напряженных или заблокированных марма-областях. Мармы, в которых возникают болевые ощущения, указывают на необходимость правильного воздействия на прилегающие мышцы и суставы.
*Смотрите Yoga for Your Type An Ayurvedic Approach to Your Asana Practice (Frowerley and Kozak)
Все сидячие позы в Йоге, но особенно поза лотоса (padmasana — падмасана), служат для ограждения и защиты марм во время медитации и интерналиаации энергий Праны и разума. Сомкнутый Логос (baddha- padmasana — баддха-падмасана) является особо подходящей нозой для «запирания» и удерживания энергии марма на внутреннем уровне.
Позы с поворотами в сторону прекрасно подходят для высвобождения марма-энергии в целом, посредством упорядочения потока праны через нади; особенно это касается марм, находящихся на спине, бедрах и плечах.
Позы в положении стоя и позы с вытягиванием (к примеру, trikonasasa — триконасана, virabhadrasana — вирабхадрасана, parsvakonasana — парсваконасана, или padangusthasana— падангустхасана) служат для открывания и расширения системы марм, соединяя ее с внешними источниками праны и жизненной силы.
Позы с изгибанием назад (такие, как ustrasana — устрасана и urdhva dhanurasana — урдхва дханурасана) обычно открывают мармы, расположенные на груди и в передних областях тела, и способны оказывать сильное стимулирующее воздействие на марма-энергию.
Позы с наклоном вперед (например, janu sisasana — джану сирсасана, тarisyasana— марисуасана и pasimotanasana — пасимотанасана) больше подходят для воздействия на мармы спины и оказывают успокаивающий эффект на энергию марм.
Позы, в которых выдвигается вперед грудная клетка, например, поза «собака, глядящая вверх» и поза кобры (urdhva mukhasvanasana — урдхва мукхасванасана и bhujangasana— бхуджангасана), хорошо стимулируют мармы в грудной клетке.
Такие практики, как Юддияна бандха (Uddiyana bandha) и Наули (Nauli), направленные на раскрывание солнечного сплетения, прекрасно подходят для воздействия на мармы в брюшной области и для регуляции Питта-доши в этой области тела.
Такие практики, как Мула-бандха (Mulabandha), запечатывающие энергию в корневой чакре, прекрасно подходят для марм у основания спин¬ного позвонка и для регуляции Вата-доши в этой области тела.
Джаландхара бандха (Jalandhara bandhaа) и более базовая практика Юджайи Пранаяма (Ujjayi Pranayama) прекрасно подходят для воздействия на мармы в области горла и для регуляции Капха-доши в этой области.
Позы с изменением положения тела на противоположное помогают стимулировать мармы на голове и в верхней области тела, в зависимости от характера упражнения.
Стойка на голове помогает заряжать энергией мармы головы.
Стойка на плечах прекрасно стимулирует мармы на шее. Естественно, человек должен быть подготовлен для выполнения подобных поз, особенно стойки на голове.
МЕДИТАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАРМ
Ниже приводятся правила медитации с использованием марма-точек в соответствии с учением йоги. В рукописи Васишта Самхита говорится: «Следует учиться концентрации, силой внимания высвобождая прану из каждой из этих марма-областей» (Vashista Samhita IV, 61.).
Для этого необходимо точно следовать указанной ниже методике, практикуя вдохи и выдохи в каждой марма-области, точно так же, как мы напрягаем и вновь расслабляем мышцы.
1. Направьте внимание на пальцы ног. Во время вдоха сосредоточьте энергию в пальцах ног. На выдохе высвободите энергию. Прочувствуйте, как пальцы ваших ног заряжаются энергией, исцеляются и расслабляются.
2. Перенесите внимание на лодыжки. На вдохе сконцентрируйте в них энергию. На выдохе высвободите ее. Прочувствуйте, как ваши лодыжки наполняются энергией, исцеляются и расслабляются.
3. Переместите внимание на середину икр. На вдохе сконцентрируйте энергию в этой области. На выдохе высвободите ее. Прочувствуйте, как ваши икры наполняются энергией, исцеляются и расслабляются.
4. Переместите внимание на основание коленей. На вдохе сконцентрируйте там энергию. На выдохе высвободите ее. Прочувствуйте, как основания ваших коленей наполняются энергией, исцеляются и расслабляются.
5. Переместите внимание на среднюю часть коленей. На вдохе сконцентрируйте энергию в этой области. На выдохе высвободите энергию. Прочувствуйте, как средняя область коленей наполняется энергией, исцеляется и расслабляется.
6. Переместите внимание на среднюю часть ляжек. На вдохе сконцентрируйте энергию в этой области. На выдохе высвободите ее. Прочувствуйте, как средняя часть ляжек наполняется энергией, исцеляется и расслабляется.
7. Переместите внимание на основание ануса. На вдохе сконцентрируйте энергию в этой области. На выдохе освободите энергию. Прочувствуйте, как основание ануса наполняется энергией, исцеляется и расслабляется.
8. Переместите внимание на середину бедер. На вдохе сконцентрируйте энергию в этой области. На выдохе высвободите энергию. Прочувствуйте, как ваши бедра наполняются энергией, исцеляются и расслабляются.
9. Переместите внимание на основание уретры. На вдохе соберите энергию в этой области. На выдохе высвободите энергию. Прочувствуйте, как ваша уретра заряжается энергией, исцеляется и расслабляется.
10. Переместите внимание в область пупка. На вдохе соберите энергию в этой области. На выдохе освободите ее. Прочувствуйте, как ваш пупок наполняется энергией, исцеляется и расслабляется.
11. Переместите внимание на сердце. На вдохе сконцентрируйте энергию в этой области. На выдохе освободите энергию. Прочувствуйте, как ваше сердце заряжается энергией, исцеляется и расслабляется.
12. Перенесите внимание на основание горла. На вдохе сконцентрируйте энергию в этой области. На выдохе освободите энергию. Прочувствуйте, как ваше горло заряжается энергией, исцеляется и расслабляется.
13. Переместите внимание на корень языка. На вдохе сконцентрируйте там энергию. На выдохе освободите ее. Прочувствуйте, как ваш язык заряжается энергией, исцеляется и расслабляется.
14. Переместите внимание на корень носа. На вдохе соберите там энергию. На выдохе освободите ее. Прочувствуйте, как ваш нос заряжается энергией, исцеляется и расслабляется.
15. Перенесите внимание на глаза. На вдохе сконцентрируйте энергию в области глаз. На выдохе освободите энергию. Прочувствуйте, как ваши глаза наполняются энергией, исцеляются и расслабляются.
16. Перенесите внимание на точку между бровями. На вдохе сконцентрируйте в ней энергию. На выдохе высвободите энергию. Прочувствуйте, как ваши брови наполняются энергией, исцеляются и расслабляются.
17. Переместите внимание на середину лба. На вдохе соберите энергию в этой точке. На выдохе освободите энергию. Прочувствуйте, как ваш лоб заряжается энергией, исцеляется и расслабляется.
18. Переместите внимание в верхнюю область головы. На вдохе соберите энергию в этой области. На выдохе освободите энергию. Прочувствуйте, как вершина вашей головы заряжается энергией, исцеляется и расслабляется.
Эта методика предусматривает попеременную концентрацию разума и праны в каждой из основных восемнадцати областей, начиная со стоп. Следует перемещать внимание от одной области к другой подобно тому, как мы поднимаемся вверх по ступенькам — от нижних участков тела к верхним.
В конце внимание задерживается в верхней части головы, то есть в пространстве Высшего Разума, над рождением и смертью, над всеми земными страданиями. Помимо этого, можно концентрировать внимание на любой из указанных марма-зон индивидуально для исцеления конкретной зоны или же для специфических терапевтических целей.
МАРМЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНТРЫ
Помимо спиритуальных и медитационных целей мантры имеют широкое применение в целях исцеления. Мантра-терапия, или Мантра Чикитса, широко используется во всех сферах Аюрведы и считается одной из наиболее важных методик аюрведической терапии для всех видов болезней. Мантры способствуют прохождению потоков праны через мармы и являются еще одним важным средством марматерапии.
Мантры могут использоваться специально для защиты марма-точек. Они способны создавать защитную оболочку или духовную броню, которая на санскрите называется «кавача» (kavacha) и формируется на духовном или праническом уровне для защиты различных марм. Многие медитационные кавачи созданы специально для этих целей.
В них для защиты уязвимых частей тела используются определенные мантры или имена Бога. Кавачи распространены в тантрических текстах и отличаются большим разнообразием. Другой практикой является нияса (nyasa) или освящение (посвящение), в которой человек поочередно прикладывает ладони к различным органам тела, например, к сердцу, ко лбу, и одновременно декламирует мантры, посвящая эти области тела божеству (Высшей сущности). Это еще одно средство ритуального и психического целительства.
В целях простоты и краткости мы обсудим всего несколько несложных мантр. Возьмем в качестве примера самые энергетически мощные и одновременно несложные в применении мантры. Мантра Пуруша (Purushа), связывающая пятьдесят корневых звуков санскритского алфавита с разными частями тела, может использоваться в этих целях, когда требуется специфическое воздействие*.
* Смотрите книгу Yoga and Ayurveda (Frowley) глава 17, где приводится информация о Маntrа-Риrushа и об использовании мантр.
• Мантра ХУМ (XUM) (произносится как «хуум», рифмуется, к примеру, со словом «шум», произносимым протяжно) представляет собой Варма биджа (Varma bija), основополагающий звук защиты, обладающий огненным и гневным (яростным) характером. Используется специально для защиты марма-точек и в этом отношении является наиболее важной мантрой.
Мантру ХУМ можно повторять относительно любой мармы, которую вы желаете защитить от повреждения или потери энергии. Может применяться вместе с медитационной практикой, указанной выше, для создания защитного поля мантры (мантра-варма) вокруг физического тела и ауры. Произнося мантру, представьте себе, что она образует темно-синюю защитную силу, которая способна оградить от любого негативного воздействия, болезни или бессилия.
Произносимая с более коротким звуком «у», ХУМ приобретает более жгучую энергию для согревания марм и повышения силы Агни или огня в зонах их расположения.
• Мантра ОМ (ОМ) представляет собой Прана биджа (Prana bija) или основополагающий звук энергии и жизнеспособности. Эту мантру можно повторять, когда необходимо открыть, очистить и освободить любую из марм. Эта мантра несет в себе бессмертную силу Высшей сущности (Атмана) и оказывает расширяющее и возвышающее воздействие. Обычно она визуализируется как имеющая золотистый цвет и несущая солнечную энергию жизни и разума.
• Мантра АИМ (А1М — произносится «айм») представляет собой Гуру биджа (Guru bija), основополагающий звук речи, наставления и концентрации. Может использоваться для направления ментальной энергии и силы целительного желания к любой марма-точке. Эта мантра содержит энергию Сарасвати (Sarasvati), энергию знания, мудрости и творчества. Цвет этой мантры — белый.
• Мантра КРИМ (КRIМ — произносится как «кр-и-й-м») представляет собой основополагающий звук Крийя шакти (Krya shakti), силу действия и электрическую силу или силу молнии. Может использоваться для стимуляции и заряжения любой мармы энергией праны. Эта мантра заключает в себе энергию Кали (Каli), энергию трансформации, интернализации и духовного пробуждения, которая является также силой йоги и имеет темно-синий цвет.
• Мантра ШРИМ (SHRIM — произносится как «шр-и-и-м») представляет собой основополагающий (зародышевый) звук гармонии и благосостояния и проецирует насыщающую лунную энергию. Может использоваться для исцеления или успокоения любой марма-области, особенно в случаях слабости организма или угнетения (истощения) тканей. Содержит энергию Лакшми (Lakshmi) или положительную силу здоровья, творческой способности, счастья и процветания.
• Мантра ХРИМ (НЕ1М — произносится «хр-и-и-м») является основополагающим звуком сердца, пространства и праны и проецирует силу солнечной энергии и золотистый цвет. Может использоваться для открытия, заряжения энергией и исцеления любой из марм, особенно внутренних марм, подобных мармам сердца. Содержит в себе энергию Богини как силу здоровья, жизнеспособности и просвещения.
• Мантра КЛИМ (КLIM — также произносится с долгим звуком «и») представляет собой основополагающий звук желания, привлекательности, притяжения или магнетической энергии и проецирует силу любви. Может использоваться для усиления энергии Капха или Оджас в любой марме, включая стимулирующее воздействие на репродуктивную функцию.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТИ МАНТРЫ
Сначала следует выбрать подходящую к вашему случаю мантру. Затем необходимо повторять ее нараспев минимум 108 раз (или много раз по 108) в течение месяца (предпочтительно в период между двумя новолуниями). Медитируйте над мармой, на которой вы концентрируетесь, и продолжайте повторять мантру, соблюдая правильное дыхание, заряжая марму энергией на вдохе и освобождая или расширяя ее на выдохе.
К примеру, мысленно повторяйте мантру ХУМ во время вдоха, одновременно представляя себе, как марма наполняется защитной силой. Во время выдоха распространяйте эту защитную силу от конкретной мармы на все тело, окутывая его защитной оболочкой.
Можно также применять перечисленные мантры к восемнадцати марма-областям, упомянутым выше. Рекомендуется повторять мантру ОМ на вдохе для концентрации (аккумуляции) энергии в области конкретной мармы, а мантру ХУМ — на выдохе для защиты и укрепления мармы. Можно визуализировать ОМ как источник золотого света, заряжающего марму энергией, а ХУМ — как источник темно-синего света для защиты мармы.