Грудное вскармливание у разных народов
http://babylactacio.org.ua/modules.php?op=modload&name=Sections&file=i ndex&req=viewarticle&artid=155&page=1
Грудное вскармливание у разных народов
"Весь мир пьет из нее,
На стол же подать ее нельзя"
(Грудь матери)
Мордовская народная загадка
В исследованиях этнографов и антропологов можно найти разнообразные сведения, касающиеся традиций грудного вскармливания у разных народов и в разные времена.
Исследователями в первую очередь отмечается тот факт, что практически у всех народов новорожденного вскармливают грудным молоком. Однако не везде материнское молоко - единственная пища для младенцев. Доктор Плосс, немецкий антрополог, в своей монографии "Женщина в естествоведении и народоведении", вышедшей в конце девятнадцатого века, пишет: "Между тем как у нас в высших классах населения, где ребенок кормиться грудью матери или кормилицы, тщательно следят за тем, чтобы он ничем другим не питался, у некоторых неевропейских народов существует уже с давних пор обычай давать ребенку кроме молока матери еще и другую пищу.
Так, в Старом Калабаре младенцу дают в большом количестве воду; у вакикуйи в Восточной Африке матери дают детям бананы, смешанные с их слюной. На островах Аару и у галелов и тобелорезов мать разжевывает для ребенка пинанг, у последних - на десятый день, у первых - лишь по истечении месяца. У индейцев племени рукуйеннов, в Южной Америке, дети получают в пищу вареные бананы, а у караибов - также и другие плоды. На Каролинских островах им дают разведенное водой молоко кокосовых орехов, а у макакира, в Восточной Африке, дети сосут даже помбэ, очень любимый здесь одуряющий напиток. У вотяков в первые 2-3 месяца кормят ребенка грудью, а затем он получает уже другую пищу: хлеб, мясо и пр.; далее детей очень рано приучают к кумысу.
У некоторых народов принято "исследовать" грудное молоко, прежде чем родильница начнет кормить младенца. Так на островах Самоа женщина, как передают, за хорошую плату исследует молоко посредством воды и двух горячих камней, и только в том случае, если молоко оказывается свободным от свертывающихся примесей, его считают годным для ребенка, и разрешают матери давать ему грудь. На Рыбачьих островах жрецы несколько раз исследуют молоко и определяют, не ядовито ли оно. На этих островах разрешают матери кормить ребенка лишь через 2-3 дня после родов. Аналогичные причины легли в основу обычаев басуто. Миссионер Grutzner рассказывает: "только через три дня они приносят ребенка к матери и говорят: "надо очистить больные груди матери лекарствами, дабы прекратилась боль". Затем делают насечки на грудях и натирают их лекарствами, то есть истолченными кореньями, считающимися полезными при этой болезни; лишь после этого позволяют матери дать ребенку грудь".
У индейцев племени тлинкитов существует поверье, что мать не должна кормить грудью до тех пор, пока она совершенно не освободится от всякой нечисти. Последнюю считают источником всех позднейших заболеваний, и для удаления ее давят на область желудка до тех пор, пока не наступит рвота.
О жительницах острова Фиджи Blyth сообщает следующее.
"После родов удаляют ребенка от матери и держат его вдали от нее до тех пор, пока не начнется отделение молока, обыкновенно груди содержат обильное количество молока уже на второй день после родов, однако отделение молока наступает иногда через четыре, пять, шесть или даже через десять и больше дней".
Теперь возникает вопрос: что делают с несчастным ребенком в первые дни? Оставляют ли его без пищи до того времени, когда матери разрешают давать ему грудь?
У большинства народов младенец ни в коем случае не остается без пищи, но самое кормление ребенка бывает у различных народов не одинаково. Между тем, как у одних пичкают младенца в первые дни всевозможной и отчасти даже дурной пищей, у других всегда можно найти женщин, готовых заменить ребенку мать до той поры, когда последняя сама получит возможность взять на себя обязанность кормить младенца. Такой обычай кормить ребенка уже в самый день его рождения существовал у древних римлян и у индусов. Еще и в настоящее время он встречается в Южной Индии, у сомали, суагели, в Абиссинии, у басуто, макалака и, наконец, у калмыков. Только у последних это предварительное кормление имеет целью приучить ребенка и подготовить его к сосанию, так как ему дают сосать сваренный бараний хвост.
В день родов кормят новорожденного на островах Луанг и Сермата, в Бирме, у каникаров в Индии, у индейцев на Аляске, в Массове, у негров мади и у эстов. В противоположность Soranus`y, Демосфен советовал начать кормление с первого же дня".
Продолжительность вскармливания ребенка грудным молоком.
Не только относительно начала кормления, но и относительно продолжительности его у разных народов существуют различия. У европейских женщин, живущих в городе, уже через восемь месяцев уменьшается количество отделяемого молока и ухудшается состав его; поэтому очень редко можно встретить в городах Европы детей, которые целый год питаются молоком матери. У деревенских же жителей и в бедных слоях городского населения кормление грудью продолжается два года или даже еще больше, хотя дети, конечно, получают еще и другую пищу.
Что же касается неевропейских народов, то кормление грудью, продолжающееся менее одного года, составляет большую редкость, обыкновенно же ребенка кормят грудью долгое время.
Нижеследующая таблица показывает продолжительность кормления у различных народов.
Детей кормят грудью:
Меньше 1 года: у самоанцев, колошей, индейцев племени тлинкитов, майнасов (Эквадор), готтентотов.
1 год: у бугисов и макассаров (Целебес), в Гилане и Массове.
1-1,5 года: у дакота, сиу, негров лоанго, жителей Танембара и Тиморлао, у парсов.
1-2 года: у армян, эстов, древних римлян, средневековых немцев, карагассов, вашвагели.
2 года: у персов, наэров, чуди, аэтасов (Филиппинские острова), ротезов, у островитян Рук, жителей Соломоновых островов, турок,
жителей Фецца и Марокко, египтян, у народов, живущих по берегам Нила, у мади, вагамба, вакимби, ваньямвези, у древних перуанцев.
2-3 года: в Австралии, Китае, Японии, Лаосе, Сиаме, Армении, у калмыков, татар, в Сирии, Палестине, Абиссинии, на Канарских островах, в Камеруне, у негров мандинго, в Старом Калабаре, у ваньямвези, басуто, макалака, тлинкитов, апачей, абипонов (Парагвай), шведов, норвежцев и в Венгрии.
3 года: у жителей островов Луанг и Сермата, у тодасов, у островитян Фиджи, у древних евреев.
2-4 года: у индейцев Пенсильвании, у лапландцев.
3-4 года: у гренландцев, ирокезов, у индейцев варрау, на Камчатке, у монголов, в Мадрасе, у кабилов, у неаполитанцев.
3-5 лет: у каникаров в Японии, у многих индейцев в Бразилии, у остяков, самоанцев и в Палестине.
4-5 лет: у индейцев на Орегоне, в Калифорнии, Канаде, у марависов, в Австралии, Новой Каледонии, у гавайцев, калмыков, на берегах Гвинеи, в Сербии.
5-6 лет: у самоедов, тодасов и у греков.
6 лет: у туземцев Австралии и в Новой Зеландии.
6-7 лет: у североамериканских индейцев, в Канаде, у армян.
7 лет: у эскимосов (Смит-Зунд).
10 лет: в Китае, Японии, на Каролинских островах.
12 лет: у североамериканских индейцев.
14-15 лет: у эскимосов (Земля Короля Вильгельма).
У большинства народов период кормления оказывается весьма продолжительным. Лишь у немногих народов отлучают от груди ребенка до окончания первого года; точно также весьма незначительно число тех народов, у которых кормят грудью младенца целый год. У майнасов в Эквадоре и у индейцев племени тлинкитов ребенка кормят грудью, по меньшей мере, полгода; у колошей период кормления заканчивается на десятой, а самое позднее - на тринадцатой неделе. У готтентотов и у самоанцев обычная продолжительность кормления - четыре месяца. У последних, однако, ребенка кормят иногда грудью гораздо более продолжительное время, но в таких случаях отец должен посвятить его семейному божеству, и так как ребенок становится при таком продолжительном кормлении пухленьким и кругленьким, то его называют "божьим бананом". Из таблицы видно, что у большинства народов детей кормят грудью в продолжение 1-4 лет, причем 2-3 летний период кормления встречается чаще всего.
Почему женщины разных народов так долго кормят грудью своих детей? Прежде всего, известную роль играет здесь материнская любовь к детям. Так, у некоторых народов детей кормят грудью до тех пор, пока они того пожелают. Надо также принять во внимание то обстоятельство, что материнское молоко, даже в незначительном количестве, все-таки является известной подмогой при кормлении ребенка и что оно, кроме того, уменьшает расходы. Если удовлетворение желания ребенка составляет одну из причин существования рассматриваемого обычая, то, с другой стороны, удовлетворение желания матери также играет при этом существенную роль. Имеются в виду сладострастные ощущения, испытываемые матерью при кормлении ребенка. Но самой важной побудительной причиной служит весьма распространенное поверье, что до тех пор, пока мать кормит ребенка, она может не бояться беременности.
У некоторых народов кормление грудью продолжается поразительно долгое время. Так, Организианц видел на Кавказе одного армянского мальчика 6-7 лет, который уже ходил в школу, но все еще не отлучен был от груди. Особенно далеко заходят в этом отношении эскимосские женщины на Земле Короля Вильгельма. Здесь нередко можно видеть, как 14-15-летние мальчики, возвращаясь с охоты, пьют молоко из груди матери.
Положение при кормлении грудью
Мы до того привыкли считать естественным принятое у нас при кормлении положение, при котором мать сидит и держит у себя на коленях ребенка в горизонтальном положении, что будем немало удивлены тем, что у других народов женщины принимают при этом совсем другие положения.
У многих народов западной Азии, у грузин, армян, маронитов в Ливане, у татар и даже вплоть до самого Кашгара мать при кормлении грудью склоняется над младенцем, спокойно лежащим в колыбели. К последней, ближе к левой стороне, укреплена толстая палка. Мать становится на колени около колыбели, и, опираясь на палку подмышкой, дает грудь ребенку. Палка должна быть, конечно, устойчива, для того чтобы мать, заснув случайно во время кормления, не упала как-нибудь на ребенка. В Боснии я видел колыбель такого же устройства.
У африканских народов существует обычай носить ребенка в платке за спиной. Готтентотки, давая ребенку грудь, не снимают его со спины, а поворачивают его немного в сторону. У женщин более пожилого возраста, а в особенности у тех, которые рожали уже несколько раз, груди становятся такими, что они могут их продвинуть под рукой или же перекинуть через плечо, когда они хотят накормить ребенка, находящегося у них за спиной.
Этот обычай готтентотов описал уже в начале прошлого столетия старик Kolb:
"Если у них есть дети, которые не умеют еще бегать, то мешок привязывают не к спине, а на боку, для того чтобы можно было хорошенько удержать ребенка посредством куска звериной кожи и защитить его от ветра и дождя. Из этого кожаного мешка выглядывает только голова ребенка, так что когда он начинает кричать, то мать берет свою грудь, перекидывает ее через плечо и кладет ему ее в рот".
То же самое сообщают также о других африканских народах.
У арауканов в Чили и у индейцев в северной Аризоне женщины во время кормления грудью подгибают под себя одну ногу, а другую вытягивают вперед. Ребенок находится в полусидящем положении, причем его ягодицы и бедра покоятся на подогнутой ноге матери.
Относительно древних перуанцев Baumgarten утверждает, что как только у них ребенок становится в состоянии держаться прямо, он должен брать грудь матери стоя на коленях, причем мать никогда не берет его к себе на руки. Если ребенок пожелает взять вторую грудь, то мать протягивает ее к нему и ребенок должен постараться сам захватить ее; на руки его при этом опять-таки не берут.
Жительницы острова Фиджи придерживаются чрезвычайно странного обычая при кормлении грудью, как сообщает Buchner, видевший это собственными глазами. Buchner посетил одного туземного вождя; во время его визита жена вождя взяла у няни своего грудного ребенка, согрела руки над огнем, растерла ими свою грудь и легла затем на землю вместе с ребенком в позе львицы, кормящей грудью своих детенышей. Другая знатная дама пришла туда же со своим грудным ребенком и, желая накормить его, приняла ту же самую позу.
Женщины из Сиама во время кормления грудью лежат совершенно вытянувшись на боку и подложив руку под голову вместо подушки.
Мы уже знаем, что у многих народов дети продолжают питаться молоком матери еще в очень позднем возрасте. Разумеется, что в таких случаях они избирают, соответственно своему росту, совершенно особые положения. У индейцев племени варрау в Британской Гвиане можно увидеть, как нередко 3-4 летний ребенок спокойно стоит перед своей матерью и пьет молоко из одной груди, между тем как более молодого ребенка мать в то же время держит на руках у второй груди.
Среди коллекции картин, принадлежащих перу знаменитого художника George Catlin`a и хранящейся в Берлинском этнографическом музее, находится также одна картина, изображающая индианку из племени сиу; женщина эта стоит на ногах и протягивает свою грудь взрослому мальчику, стоящему вплотную подле нее.
В Японии также нередко случается, что ребенок внезапно бросает игры, бежит к матери и, стоя на ногах или коленях, пьет молоко из груди, производя энергичные сосательные движения.