"Вестник Практической Аюрведы" продолжается кратким обзором рынка аюрведических услуг штата Керала.
Итак, закончив теоретические изыскания, я приступил к полевым исследованиям.
ЦЕЛЬ: Найти аюрведическую клинику для прохождения панчакармы на двоих. Практикующий врач должен быть настоящим энтузиастом аюрведы, скромным, но "с горящими глазами". В клинике должен предоставляться пансион (поесть-поспать). В клинике должны осуществляться все задуманные мной процедуры. Цены ниже курортных.
Gudvin
расклад такой, что все находимые вами в сети клиники аюрведы - расчитаны на богатеньких, цены на все там завышены в разы, это факт. Есть места, где все дешевле в несколько раз, где можно приходить отдельно, а жить в бюджетном варианте за 200 рупий, такие места расчитаны на местных, но их единицы и нужно знать, куда ехать, они нераскручены, соответственно.
Как же про всё это узнать? Лично я выбрал два источника: публикации и "народная молва".
В самом деле, зачем погружённому с головой в склянки и коренья деревенскому лекарю затевать свой сайт и стремиться в путеводители если к нему и так за 500 км со всей округи съезжаются. Кстати, можно заметить, что косвенным маркером серьёзного подхода клиники может служить наличие в ней исследовательского отдела, собственного производства аюрведической фармакопеи, собственного плантаря с травками. Тогда, уже в названии клиника демонстрирует свою научную направленность словами: & Research и т.п. Не знаю уж сколько из них просто маскирует свою коммерческую жилку под маской псевдонаучности. Ну, типа, авторитетом оправдывают свой высокий прайс. К тому же есть много центров со словом Аюрведа в названии, которые не оказывают услуг, а занимаются только обучением и собственными разработками.
Подтвердить свою квалификацию клиника может дипломами, сертификатами и прочими бюрократическими атрибутами, специально для этого придуманными. Авторитетность дипломов я оценить не в силах, отзывы из серии "Как потратить миллион за три дня" я прочитал и из всех интернет-публикаций я выбрал для дальнейшего ознакомления список Goverment Approved аюр-клиник Кералы, что на сайте keralatourism.org Org, а не com. В списке все клиники, которые прошли государственную типа, аттестацию. А так как в Керале повсеместное коммунистическое управление, то это значит что-то вроде: клиника борется за право быть народной.
В списке полно как мажорных резортов так и сельских больничек, сгруппированных по регионам. Понятно, что в некоторых регионах клиник гораздо больше. Но раз они не стали колотиться по поводу получения госграмоты, то, наверное, это нэпманы-куркули с ценой в 500$ за сутки и более. Свои сайты есть не у всех клиник, зато есть адреса и телефоны.
Этот список и стал скелетом географии моего поискового маршрута. Сразу по географии: в глубине Малабара климат резко легче, прохладнее. Вечерами даже холодновато вплоть до штанов и кофты. Для моей супруги, плохо переносящей райский солнцепёк и влажность побережья, это может стать серьёзным аргументом. Ещё, в глубине чаще встретишь большие территории хозяйств в отличие от издавна скученного побережья. Это значит, что наверняка будет садик, тишина и птички. На побережье землица золотая. Лужайка и кадка с фикусом - это уже резорт со всеми вытекающими. Поэтому, именно на побережье чаще попадается "кабинетная система". Тоже понятно: приёмная, процедурная и талант. Что ещё надо индусу, посвятившему свою жизнь искусству ведического врачевания. Зачем ему весь этот напряг с корчмой, постоялым двором? Но, мне нужен режим, поэтому - только пансион. Желательно не на трёх сотках посередине города.
Итак, стал я прочёсывать с севера на юг по списку, попутно собирая народные аюрведические песни да сказания.
Любое аюрведическое светило со вздохом ответим вам, что государственная аюрведа самая-пресамая. Лучшие умы и руки там.
Одной из первых, я посетил аюрведическую госклинику в пригороде Каннура. Большой такой госпиталь, где нет ни йода, ни зелёнки)))) а лечат исключительно аюрведически. Надежды узреть ведомственный санаторий не оправдались. Казённейшая постройка снаружи, внутри имеет вид вполне себе хосписа. Из коридора были видны два зала налево и направо. Для дядь и тёть раздельно. Каждый зал большой, побольше типичного школьного спортзала. Обстановка совершенно лазаретная. Этот огромный зал казарменно уставлен койками, которые заполнены страдальцами чуть менее чем полностью. Все дружелюбно тусят, но без гомона. Не слышно и стонов никаких. В общем, атмосфера спокойная и невраждебная. Видел одну процедурную, но комплекс большой и всяко ещё есть. Та, которую я видел, выглядит очень неоднозначно. С одной стороны, кафель и стены ваще как в Дахау, такие рисуют в играх про зомби, полный трэш. С другой, посередине всего этого, там стоял процедурный стол, ровесник мамонтов, круче которого я не видел ни до, ни после, включая разные картинки.
Я пошёл на приём к врачу, кратенько изложил ему. Я заранее подготовил списочек окрестных больничек и хотел узнать его мнение как врача об этих местах. Он как раз через полчаса заканчивал приём населения и пригласил нас (а я был с другом) к себе домой. Меня интересовало как не попасть к шарлатанам, почему такая разная цена и из чего она складывается. Надо сказать, что доктор этот был достаточно молод. Моим появлением в его кабинете и моим интересом к панчакарме он был невероятно поражён, удивлён, изумлён и несказанно рад. Был чрезвычайно польщён выпавшей возможностью помочь. Доктор сделал сто звонков и просил спросить ещё о чём-нибудь.Мне было одним удовольствием доставлять ему радость. Расстались на том, что он пробьёт по своим врачебным каналам те местные клиники, которые я уже не успевал посетить и напишет мне.
Из технически интересной информации прежде всего стала известна госцена на панчакарму. Она составляет 5000 рупий за недельный цикл процедур. Вот от этого и буду отталкиваться. Так как государство не наживается на пациентах (а, наверняка, и субсидирует), то цену в 5000 рупий можно смело называть себестоимостью отличного качества услуги.
Итого 20 000 за рекомендуемый месяц. Прибавим сюда расходы на жильё (где бы оно ни было) - 15 000 рупий за месяц. Столько же(с запасом)отведём на питание. Выходит 50 000 рупий за месяц процедур и полного пансиона. Это объективный, но несбыточный минимум. Сюда следует добавить коммерческую наценку провайдера услуги, т.е. клиники.
Практика показала, что есть клиники и немало, калькулирующие свои услуги панчакармы в пределах 20 000 - 24 000 за месяц. Но, при внимательном рассмотрении и при начальном минимуме знаний процедур, часто оказывается, что это оплата кучи спа-примочек. В одном прайс-листе, в перечне услуг за 125 $ в день, в числе прочего, стояла медитация. И опять я не понял, что это? Создание условий, предоставление помещения...? Что за платная услуга такая, непонятно. При всём при этом, панчакарма это достаточно классический комплекс. Всё что можно уже давно прописано, практически без разночтений.
Подавляющее число сайтов не спешат афишировать свой прейскурант, предпочитая личные продажи. Я заготовил примерный список процедур и стал тупо рассылать их по всяким клиникам с просьбой осметить на глазок. Это позволило отсечь курорты и более точно наметить пункты личного посещения. "Алло, это аюрведа? У вас клизмы есть? " "Что у Вас болит?" "А? Да нет, я не болен. Я говорю, клизмы почём у вас?" "..." "Обана! А чё так дорого? А за десять скидка будет?"
Кстати, по ценам: Sacrum выше писала:
Я платила 5800 за 5 дней - программа была такая: абхъянга с насьям 2 раза, 2 раза абхъянга с кижи и 1 раз не помню что, но долго)Ну и что, вполне себе нормальные цены, если брать в среднем по набранным данным. Получается, что несложные процедуры можно брать прям в Варкале, разница не та, чтоб за ней ехать куда-то. Другое дело, что такого рода процедуры рассчитаны на куммулятивный эффект и подразумевают курсовый приём. Ну, от семи дней, типа.
Ух, устал чуть-чуть. В следующий раз продолжу рассказ о поисках, но начну со списка вычисленных процедур. Вообще, приглашаю к обсуждению, аюрведа - дело загадочное, материи тонкие. Я, конечно, буду рад, если на моих ошибках кто-нибудь чему-нибудь научится, но и подсказки тоже давайте, пожалуйста. Будьте здоровы!