Сапрема намаскара!
Согласта с Наталией которая изложила свои мысли в теме которую " история йоги" которую закрыли. Добавлю и от себя немного. Сейчас весьма сложно говорить о том в каком веке жил Гуру Горакшанатх, к тому же сами натхи да и мой Гуру в линии натхов считают Горакшанатха инкарнацией йогической Шивы. О Горакшанатхе написанно много историй и считается что он являлся в каждую югу. А так же воплощением Горакшанатха натхи считают и более поздних учителей например: БабА Мастанатх основатель Аи пантха или Гуру Махешварананда которого в его тексте Махартха-манджари называют Горакшанатхов, а так же это подтверждает известный Ачарья Шри Видья Каула Шри Бхаскарарайа в своих трудах. Поэтому шактийские тексты которые упомянула Наталья тоже в какото мере связанны с натхами. Гуру Девнатха Махарадж нам говорил что тантра-это пища для натха-сампрадайи и натхи многое взяли из тантризма. Многое и по сей день в своей садхане используют тантрические методы. Несмотря на то что точно сказать сложно когда и кто первый основал йогическую традицию, учёные делят йогу на три ветви;
1) Традиция ведических Риши, таких как Васиштха, Яджнавалкья, Агастья, Маричи и др. Это аскетическая йога и насколько она сохранилась в нашем времени это большой вопрос.
2) Йога Гуру Патанджали, это философская система даршана, можно сказать философский фундамент классической йоги. Часто её определяют как Раджа-йогу, в связи с тем что йога-сутры описывают процессы дхьны и самадхи, а так же саму садхану.
3)Пожалуй самая основная и практическая система актуальная и по сей день, основателем которой считается Шива Горакшанатха. Традиция вобрала в себя всё наиболее эффективное из тантры и ранних направлений йоги и развилась как мощная школа с множеством различных садхан. Основной из которых считается кайа или пинда-садхана(дисциплина тела). Основной трактат который у натхов наиболее авторитетен "сиддха-сиддханта-паддхати", он является философской базой кайа-садханы и мировоззрения приверженцев ордена Горакшанатха.