Хенелопа Гунаратана "Простыми словами о внимательности"
"Начните с того, что прогоните прочь все мысли ненависти и осуждения себя. Сначала вы позволяете проявиться добрым чувствам по отношению к себе, и это довольно легко. Затем вы делаете то же самое по отношению к самым близким вам людям. Начав с узкого круга близких людей, вы постепенно расширяете сферу внимания до тех пор, пока не сможете направить поток таких же эмоций своим врагам и всем живым существам, населяющим землю. При правильном выполнении это упражнение само по себе может давать мощный преобразующий эффект.
В начале каждой сессии медитации произнесите про себя следующие фразы. Почувствуйте их реальный смысл:
1. «Пусть я обрету здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют меня все беды и невзгоды. Да не будет у меня никаких трудностей. Да не будет у меня никаких проблем. Пусть мне всегда сопутствует удача.
Пусть я также обрету терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».
2. «Пусть мои родители обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у них никаких трудностей. Да не будет у них никаких проблем. Пусть им всегда сопутствует удача.
Да обретут они также терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».
3. «Пусть мои учителя обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у них никаких трудностей. Да не будет у них никаких проблем. Пусть им всегда сопутствует удача.
Да обретут они также терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».
4. «Пусть мои родные обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у них никаких трудностей. Да не будет у них никаких проблем. Пусть им всегда сопутствует удача.
Да обретут они также терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».
5. «Пусть мои друзья обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у них никаких трудностей. Да не будет у них никаких проблем. Пусть им всегда сопутствует удача.
Да обретут они также терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».
6. «Пусть все безразличные мне люди обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у них никаких трудностей. Да не будет у них никаких проблем.
Пусть им всегда сопутствует удача.
Да обретут они также терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».
7. «Пусть все мои враги обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и невзгоды. Да не будет у них никаких трудностей. Да не будет у них никаких проблем. Пусть им всегда сопутствует удача.
Да обретут они также терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».
8. «Пусть все живые существа обретут здоровье, счастье и спокойствие. Да минуют их все беды и напасти. Да не будет у них никаких трудностей. Да не будет у них никаких проблем. Пусть им всегда сопутствует удача.
Да обретут они также терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их».
Закончив это перечисление, забудьте на время практики обо всех своих неприятностях и конфликтах. Просто отбросьте весь этот клубок проблем. Если позже они вернутся в вашу медитацию, воспринимайте их как отвлечения, которыми они в действительности и являются.
«Практику всеобщей любви и доброты» рекомендуется выполнять перед сном и сразу после пробуждения. Говорят, что она способствует хорошему сну и предотвращает ночные кошмары. Также, благодаря ей гораздо легче просыпаться утром. Кроме того, она делает вас более дружелюбными и открытыми по отношению ко всем людям — будь то друг или враг, человек или другое живое существо.
Самый опасный психический раздражитель, возникающий в уме, особенно в то время, когда ум пребывает в покое, — это чувство обиды. Вы можете переживать негодование, вспоминая что-то, что причинило вам психологическую и физическую боль. Это переживание может вызвать у вас неловкость, напряжение, возбуждение и тревогу. Возможно, переживая такое состояние, вы не сможете продолжить медитацию. Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам начинать медитацию с создания в себе чувства всеобщей любви и доброты.
Иногда у вас может возникнуть недоумение: как можем мы желать, чтобы наши враги были здоровы, счастливы и спокойны, чтобы у них не было никаких трудностей, никаких проблем, чтобы им всегда сопутствовала удача, чтобы они обрели также терпение, смелость, понимание и решимость, чтобы уверенно встретить неизбежные жизненные трудности, проблемы и неудачи — и преодолеть их.
Вы должны помнить, что вы практикуете любовь и доброту для очищения своего ума точно так же, как вы занимаетесь медитацией для того, чтобы вам самим достичь состояния спокойствия и освободиться от боли и страданий. Поскольку вы развиваете внутри себя любовь и доброту, вы можете вести себя в высшей степени дружелюбно, не иметь каких-либо предрассудков, пристрастий, предубеждения и не чувствовать ненависти. Воспитав в себе это внутреннее благородство, вы сможете оказывать людям действенную помощь, уменьшить их боль и страдания. Только сострадательные люди могут помогать другим. Сострадание — это проявление любви и доброты в действии, потому что человек, который не испытывает чувства любви и доброты, не может помочь другим. Благородное поведение — это самое дружелюбное и сердечное поведение. Поведение человека включает в себя его мысли, речь и действия. Если в этой триаде, в которой выражается ваше поведение, имеется внутреннее противоречие, то такое поведение нельзя считать благородным. С другой стороны, если рассуждать практически, гораздо лучше развивать благородную мысль: «Пусть все существа будут счастливы», чем мысль: «Я его ненавижу». Ведь благородная мысль затем проявится в благородном поведении, а недобрая мысль — в дурном поведении.
Помните, что ваши мысли, чтобы получить ожидаемый результат, преобразуются в слова и действия. Мысль, выраженная в действии, способна привести к весьма ощутимым результатам. Поэтому вы должны всегда говорить и действовать с внимательностью, проявляя любовь и доброту. Если же ваши слова о любви и доброте полностью расходятся с делами, мудрые люди упрекнут вас. По мере того как развивается ваша внимательность с любовью и добротой, ваши мысли, слова и поступки должны становиться более спокойными, приятными, значимыми, правдивыми; они должны приносить пользу как вам, так и другим. Если же ваши мысли, слова или поступки причиняют вред вам, другим людям или и вам, и другим людям, тогда вы должны спросить себя, действительно ли вы внимательны, проявляя любовь и доброту.
Если исходить из практических результатов, видно, что, если бы ваши враги были здоровы, счастливы и спокойны, они не стали бы вашими врагами. Если бы у них не было проблем: не было бы боли, страданий, болезней, неврозов, психозов, паранойи, страха, напряжения, тревоги и тому подобного, — они не стали бы вашими врагами. Поэтому практический подход — помочь своим врагам решить их проблемы, чтобы вы могли жить в мире и радости. Фактически, если вы можете, вы должны наполнить умы всех своих врагов любовью и добротой и заставить их постичь истинный смысл мира, чтобы вы могли жить в мире и радости. Чем сильнее ими овладевают неврозы, психозы, страхи, напряжение, беспокойство и тому подобное, тем больше горя, страданий и боли они могут принести в мир. Если бы вы смогли превратить порочного и злого человека в святого и праведного, вы совершили бы чудо. Будем же развивать мудрость, любовь и доброту внутри себя, чтобы соответствующим образом преображать порочные умы в праведные.
Если вы кого-то ненавидите, вы думаете: «Пусть он будет уродлив, пусть испытывает боль. Не видать ему счастья. Пусть он не будет богат, не будет известен. Пусть у него не будет друзей. Пусть после смерти он вновь родится в дурном месте, в несчастье, в вечных муках». Однако на деле выходит так, что в этот момент в вашем теле возникают настолько вредные химические процессы, что вы сами испытываете боль, учащенное сердцебиение, напряжение, у вас меняется выражение лица, вы теряете аппетит, лишаетесь сна и предстаете перед окружающими в весьма неприглядном виде. Ведь вы мысленно подвергаете себя всему тому, чего желаете своему врагу. Значит вы также не можете понять истину такой, какая она есть. Ваш ум становится похож на сосуд с кипящей аодой. Вы похожи на больного желтухой, неспособного ощутить вкус изысканной пищи. Вы неспособны правильно оценить внешность другого человека, его достижения, успехи и т. п. И пока сохраняется такое состояние, вы не можете хорошо медитировать.
Именно поэтому мы настоятельно советуем вам практиковать любовь и доброту перед тем, как начать серьезную практику медитации. Повторяйте приведенные фразы очень внимательно, вникая в их смысл. Повторяя эти фразы, почувствуйте сначала истинную любовь и доброту внутри себя, а затем поделитесь ей с другими, потому что вы не можете делиться с другими тем, чего у вас нет.
И все же помните, что это не магические формулы. Слова не действуют сами по себе. Если вы станете использовать их таким образом, то просто потеряете время и энергию. Но если вы на самом деле согласны с тем, что содержится в этих словах, и вкладываете в них свою энергию, они сослужат вам хорошую службу. Помогите им раскрыться, и вы увидите их силу."