Убиралась в квартире и отрыла книжку.
"Древнеиндийские афоризмы".
Обложки на ней уже нет, оторвалась. Тоненькая такая книженция.
Составление и перевод А.Я.Сыркина, Академия Наук СССР Институт Народов Азии, издательство "Наука", главная редакция восточной литературы, Москва, 1966 год.
Часть из предисловия:
Основными источниками этого сборника послужили Махабхарата, Панчатантра, Хитопадеша, «Жизнь Викрамы», упанишады, Сутта-нипата, Бхартрихари, «Законы Ману» и некоторые другие тексты на языках древней Индии — санскрите и пали. Были широко использованы изречения, собранные и изданные О. Бётлингком.
Источник каждого отдельного афоризма в настоящей антологии не указывается. К этому побудила нас прежде всего невозможность сколько-нибудь последовательно провести данный принцип. Дело в том, что индийские изречения — буквально или с незначительными вариациями — зачастую одновременно встречаются в разных источниках: отдельных сборниках сказок, Махабхарате, у Бхартрихари и т. п. Чтобы распределить подобные свидетельства в порядке старшинства и установить первоисточник каждого афоризма, потребовалось бы предпринять ряд специальных текстологических исследований — задача весьма сложная, часто (если учесть состояние древнеиндийской хронологии) вообще невыполнимая. В большинстве случаев перед нами по сути дела анонимные изречения, переходящие из произведения в произведение; нередко они освящаются именем того или иного древнего авторитета (легендарного законоучителя Ману, Чанакьи и т. Д.), что отнюдь еще не решает проблемы действительного авторства. Ссылки же на все или даже основные текстовые параллели лишь загромоздили бы издание, отнюдь не преследующее научных целей, и без дополнительных пояснений мало что дали бы читателю.
Стремясь по возможности точно передать мысль оригинала, мы переводили текст прозой и, как правило, вынуждены были — что, впрочем, представляется неизбежным — жертвовать некоторыми выразительными средствами. Там, где буквальный перевод звучал чересчур тяжело, мы прибегли к более свободному переводу, разумеется, стремясь сохранить смысл высказывания. Некоторые источники собранных здесь афоризмов уже появлялись на русском языке — отдельные толкования были нами учтены при подготовке настоящего издания. Прежде всего это относится к переводам П. А. Гринцера («Жизнь Викрамы»), Б. Л. Смирнова (отдельные части Махабхараты), В. Н. Топорова (Дхаммапада).
В заключение — о распределении материала. В основу здесь была положена уже упомянутая классификация по четырем принципам: дхарме, артхе, каме и мокше, куда мы ввели некоторые частные, подразделения. Ряд афоризмов, как увидит читатель, в силу своей содержательной емкости выходит за рамки одного принципа, затрагивая, скажем, области дхармы и артхи или дхармы и мокши (например, мысли о человеколюбии и самоотречении). Помещая афоризм в том или ином разделе, мы в сомнительных случаях пытались учитывать контекст и тенденцию данной мысли (напутствует ли она в практической деятельности, в нравственном долге, в отказе от действия и т. д.). Разумеется, здесь, как и в системе условно введенных нами рубрик, едва ли удалось избежать недостатков. И все же, думается, композиция настоящего сборника имеет и известные преимущества. Главное из них: изречения по возможности поданы в соответствии с важными канонами создавшей их культуры. А это налагает полезные ограничения на неизбежную субъективность составителя и увеличивает познавательную ценность книги.
Выражаю глубокую признательность О.Ф.Волковой, П.А. Гринцеру, Е.А. Суриц за ценные советы.
ДХАРМА
О ДОЛГЕ
Исполняй свой долг, не думая об исходе; исполняй свой долг, принесёт ли тебе это счастье или несчастье. Кто исполняет долг и спокойно, не радуясь и не печалясь, встречает любые последствия, тот поистине велик душою.
Лучше худо исполнять свой долг, чем хорошо — чужой. Не совершает греха тот, кто следует собственной природе.
Различие царит на земле: один отрекся от мира, другой отдает дань житейским законам, третий наслаждается любовью.
Не совершай того, чего не следует делать — даже под угрозой смерти; не откладывай того, что следует сделать, — вот извечная заповедь.
Ненасилие, правдивость, чистота, отсутствие зависти, доброта, мягкость — вот всеобщий долг.
И в несчастье следует блюсти долг, радоваться своему уделу, быть одинаковым ко всем существам.
Лучше мгновенье, прожитое в законе, чем миллионы лет беззаконной жизни.
Не сегодня, так завтра погибнет наше тело среди горестей и болезней. Что пользы преступать ради него долг?
О ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКЕ
Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать ближним добро — это делать для них то, чего желал бы самому себе.
Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому.
Думай при каждом пробуждении: «Какое Добро совершить мне сегодня? Зайдет солнце и унесет с собой часть моей жизни».
Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных; зная это, непрестанно твори добро.
Благодеяние, совершенное тобой, идет тебе же на пользу. Не отвечай же злом на зло — всегда твори добро.
Что толку ублажать свое тело мучениями других существ? Ведь удел его — черви, пепел, гниль.
Глупец лишь грешит ради злосчастного тела — вместилища всех нечистот, неблагодарного и бренного.
Все наши дела, мысли и речи следуют за нами — творите же добро!
Не совершай ничего, что будет мучить тебя на смертном одре. Ибо жизнь мгновение!
Пока здорово твое тело, пока старость далека, пока способности твои в расцвете, пока не истекла жизнь — всеми силами стремись к совершенствованию. Что пользы рыть колодец, когда дом охвачен пламенем?
Бренно тело, преходящи богатства, всегда наготове смерть — умножай же добрые дела!
Живи в молодости так, чтобы быть счастливым в старости.
Ты Думаешь: «Я один» — и не знаешь, что сердце твое не покидает мудрец, взирающий на добро и зло, творимые тобою.
Как ни мало благодеяние, оно пустит сотню ростков, если оказать его достойному.
Никакое добро не пропадает даром.
Лишь три вещи дороги в этом мире: еда, питье и доброе слово.
Жизнью, достоянием, мыслью и словом непрестанно творить добро ближним — вот смысл существования.
Не гневайся, не презирай никого, не предавай друга, не чти низкого, не будь высокомерен, не делай зла, избегай грубой речи.
Побеждай гнев мягкостью, зло — добром, жадность - щедростью, ложь — правдой.
Ничто не трудно тому, кому пища нужна лишь для поддержания жизни, совокупление — для продолжения рода, слова — для правдивой речи.
Нет добродетели выше правдивости, нет порока хуже лжи.
Не лги ближнему или лги как можно меньше — вот высшая добродетель.
Без устали нести бремя, не бояться ни зноя, ни холода, всегда быть довольным — трем этим достоинствам следует учиться у осла.
Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие, украшение спокойствия — отвага, украшение отваги — мягкость.
Дар, сопровождаемый добрым словом; учёность, свободная от кичливости; мужество, сочетающееся с мягкостью; богатство, соединенное со щедростью, — вот четыре редких блага.
Нет подвижничества, равного терпеливости; нет счастья, равного удовлетворенности; нет дара, равного дружбе; нет добродетели, равной состраданию.
Что такое добродетель? — Сострадание к ближним. Что такое счастье? — Здоровье. Что такое любовь? — Доброе настроение. Что такое ученость? — Правильное решение.
Есть ли драгоценность, равная даянью? Есть ли богатство, равное удовлетворенности? Есть ли украшение, равное благородству? Есть ли приобретение, равное здоровью?
Прекрасны тонко отшлифованная драгоценность; победитель, раненный в бою; слон во время течки; река, высыхающая зимой; луна на исходе; юная женщина, изнуренная наслаждением, и деятель, отдавший все нищим.
Кто станет бояться смерти, если он стоек в добродетели?
Говори приятное, но не льсти; будь героем, но без хвастовства; будь щедрым, но не к недостойным; будь смелым, но без дерзости.
Не видно следа птицы в воздухе и рыбы в воде — таков и путь добродетельных.
Во всех делах будь чист помыслами. Возлюбленную целуют по-одному, дочь — по-иному.
Дружелюбие в делах, мыслях и речах, предупредительность и щедрость ко всем — вот извечный закон для добродетельных.
Подавляй себя, приноси дары, будь сострадателен — таковы три заповеди.
На восходе солнце красно, красно оно и на закате. И в счастье, и в несчастье неизменны великие.
Пусть смерть нависла над тобой, пусть она отдалена веками — праведный не сходит со своего пути.
Скупой на злые речи, щедрый на добрые, удовлетворенный своей женой, остерегающийся порицать ближних — вот редкое украшение земли.
Воздержание от зла, дружелюбная речь, правдивость, чистота, сострадание, терпеливость — вот всеобщий долг.
Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья. Поступай же справедливо.
Тот велик, кто становится слепым перед чужими женами, хромым в погоне за чужим богатством, немым, слыша хулу на ближних.
Два сладостных плода приносит ядовитое древо бытия: наслаждение нектаром поэзии и общение с добрыми людьми.
Суть миллионов книг — в одном стихе: заслуга — в добре ближнему, грех — в зле ближнему.
Разница между достойным и недостойным та же, что между коровой и змеей: первая превращает траву в молоко, вторая превращает молоко в яд.
Сколько достоинств у человека, столько и пороков. Никто не родится на свет без пороков.
Не было, нет и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы.
Во всех сословиях есть чандалы, во всех сословиях — брахманы; есть чандалы среди брахманов, есть брахманы среди чандал.
Легко увидеть чужие грехи, трудно увидеть свои. Чужие грехи мы пускаем по ветру, словно шелуху, а свои скрываем, как плут скрывает неудачный ход.
Как ловок благородный, когда надо скрыть чужой порок! Как неловок он, когда приходится обнаружить свои достоинства!
Достоинства не так бросаются в глаза, как пороки.
Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях.
Внимай полезной речи, пусть она исходит от ребенка; не слушай дурных речей, пусть они исходят от старца.
Кого из нас не возвышает общение с великими? И капля воды, попав на лепесток лотоса, блистает, словно жемчуг.
С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно — так же влекут нас вверх добродетели и вниз — пороки.
Поборов гордость, человек становится приятным. Поборов гнев, он становится веселым.
Поборов страсть, он становится преуспевающим. Поборов алчность, он становится счастливым.
Лучше молчание, чем лживая речь. Лучше бессилие в любви, чем связь с чужой женой. Лучше смерть, чем наслаждение неправдой. Лучше нищенское пропитание, чем присвоение чужого добра.
Сердце злодея твердо в счастье и мягко в несчастье; сердце достойного мягко в счастье и твердо в несчастье.
У добрых сначала старятся помыслы, потом — тело; у злодеев старится лишь тело, помыслы же — никогда.
Злодею ученость служит для споров, деньги — для высокомерия, власть — для угнетения.
Доброму же — наоборот: учёность — для увеличения знаний, деньги — для подаяния, власть — для защиты ближних.
Вот тройные врата преисподней, ведущие человека к гибели: похоть, гнев, алчность.
Чем отличаются от скотов люди, лишенные добродетели? Только и способны они испражняться, жрать и совокупляться.
Наглее всего злодей с мягкими, ибо чувствует здесь безопасность. Но как быстро исчезает его наглость при малейшей опасности!
Злодей подобен кошке: он царапает руку, которая протягивает ему еду.
Кто, зная о злодействе и имея силы ему воспрепятствовать, не сделал этого — виновен наравне со злодеем.
Шестеро не помнят тех, кто помогал им раньше: ученик — учителя, женатый сын — мать, разлюбивший муж — жену, достигший цели — помощника, выбравшийся из чащи — проводника, больной — врача.
Убийца брахмана, пьяница, евнух, клятвопреступник, лжец могут еще искупить свой грех, но никогда не искупит свой грех неблагодарный.
Добродетель в сердце злодея — что капля воды на раскаленном железе.
Не доверяй низкому, пусть он прикрывается подвижничеством. И у священных источников живут алчные монахи.
Чаше весов подобен ничтожный человек: чуть что — он возносится, чуть что — падает.
Злодея не сделаешь добрым. Как ни отмывай задний проход, он не станет глазом.
Пьяный, опрометчивый, безумный, утомленный, разгневанный, голодный, жадный, робкий, торопливый и влюбленный — все не знают закона.
Увы! Кто создал это общение с низкими? Вначале— услуги, лесть, скромность; потом—бесплодные цветы всевозможных речей; под конец же — клевета, наглость и презрение.
Следи за своим поведением. Каждый день спрашивай себя: «Что общего у меня со скотом? Что — с добродетельным ?»
О СПОКОЙСТВИИ И ГНЕВЕ
Неизменно сердце доброго — пусть его гневают; не нагреется океан от горящей соломы.
Терпение — добродетель бессильного и украшение сильного.
Не сердись на рассерженного, отвечай мягкостью на грубость, не говори суетного и лживого.
Спокойно переноси поношения, ни на кого не гневайся, ни с кем не враждуй ради бренного тела.
Тот настоящий человек, кто сбрасывает подступивший гнев, как змея сбрасывает старую кожу.
Лучшие гневаются мгновенье, средние — полдня, низкие — день и ночь, худшие никогда не свободны от гнева.
Низкий на все отвечает грубостью, средний — грубостью на грубость, достойный же никогда не груб, как бы с ним ни обращались.
Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих — и себя, и другого.
Не будь груб ни с кем — тебе ответят тем же. Сердитая речь причиняет боль, и тебя постигнет возмездие.
Кто не отвечает ни на излишнюю хвалу, ни на порицание, кто не отвечает ударом на удар, кто не желает зла обидчику, тому завидуют боги.
Что сделает злодей тому, в чьей руке меч спокойствия? Когда огонь не находит травы, он сам успокаивается.
Мягкость побеждает мягких, мягкость побеждает суровых. Нет ничего недостижимого для мягкости. Мягкость сильнее всего.
Одни неустанно, месяц за месяцем, весь век приносит жертвы, другой ни на кого не гневается. Кто же выше? — Свободный от гнева.
О СОСТРАДАНИИ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИИ
И злым, и добрым, и заслуживающим смерти, должен сочувствовать благородный. Ибо нет человека, свободного от вины.
Жестокость — даже к злым — ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?
Пусть жизнь твоя в опасности — не причиняй зла жене, жрецу, аскету и ребенку, тем более если они доверяются тебе.
Невелика мудрость — обмануть доверчивого. Невелико мужество — убить заснувшего на твоей груди.
Легко найти людей, готовых дарить золото, коров и землю; трудно найти человека, проникнутого состраданием ко всему живому.
Нет большей скверны, чем питать свою плоть плотью других существ.
Вот один поедает мясо другого — погляди же на разницу между ними: одному — минутное удовольствие, другому — утрата жизни.
Позволяющий убить, разрезающий, убивающий, продающий, покупающий, стряпающий, подносящий поедающий мясо — все убийцы.
Сострадание правит миром. Не может злодей повредить тому, в чьих руках оружие сострадания.
Не творить зла — вот высшая добродетель, залог всеобщего блага. Даже вшей, клопов и москитов следует щадить.
Как могу я быть счастлив, если другой несчастлив? Как могу я равнодушно взирать на него, когда в моих силах помочь?
Сколь велико страдание человека при мысли: «Смерть неизбежна»! Так подумав, можно защитить и врага.
Кто радуется при виде радующихся и горюет при виде горюющих, тому ведома высшая добродетель.
Слаб от природы разум зверей, и тем более они, бедные, заслуживают жалости. Сходны помыслы живых существ — все стремятся к приятному и отвращаются от неприятного. Пойми это и не делай Другим того, что нежеланно тебе самому.
Высшей власти достигает тот, кто видит во всех существах себя и все существа — в себе.
Если ты стремишься к счастью, смотри на ближнего, как на самого себя, — ведь одинаковы радости и горести у тебя и у ближнего.
Даже тот, кто далеко, стоит рядом, если он в твоем сердце; даже тот, кто стоит рядом, далек, если твои мысли далеки от него.
Лишь ограниченные люди различают: «этот — свой, этот — чужой». Для возвышенных вся земля — одна семья.
Все стремятся к счастью и страшатся несчастья. Поэтому, если хочешь счастья Для себя, то заботься о счастье другого и сам будешь счастлив.
Как тебе самому дорога жизнь, так дорога она и другим существам. Сравнив себя с другими, добрые люди оказывают сострадание.
В деянии и в отказе, в счастье и в несчастье, в приятном и в неприятном человек познает меру, сравнивая себя с другим.
Тот мудр, кто глядит на чужую жену, как на мать, на чужое добро — как на ком земли, на себя — как на всех других.
Тот лишь истинно живет, чьей жизнью живы многие. Что пользы от ворона, набивающего свою утробу?
Пусть недолго проживет человек — жизнь счастлива, если он прожил ее ради ближних.
Мудрый отдаст ради ближнего и богатство, и жизнь — ведь и то, и другое обречено на гибель; так не лучше ли отказаться от них для доброго дела?
Велика ли заслуга быть добрым к тому, кто сам добр к тебе? Быть добрым к тому, кто вредит тебе, — вот истинная доброта.
Ради помощи другим текут реки, ради помощи другим дают молоко коровы, ради помощи другим приносят плоды деревья, ради помощи другим свершают свои дела добрые люди.
Помогай ближнему — пусть жизнь твоя держится на волоске. Помочь ближнему — все равно что совершить сотню жертвоприношений.
Добрым нравом привлекай друга, усердием — родственников, дарами и вниманием — женщин и слуг, обходительностью — остальных.
Будь внимателен к гостю — пусть он твой враг. Даже лесорубу с топором дерево не отказывает в тени.
Пусть хозяева — муж с женой — накормят сначала ребятишек, незамужних дочерей, стариков, беременных, больных, девочек, гостей и слуг. И лишь накормив их, пусть едят сами что останется.
Благородный жертвует своим добром, чтобы помочь ближнему; средний помогает, не жертвуя; низкий губит чужое добро ради своего. Как же назвать того, кто вредит без пользы для себя?
Даятель дорог людям, а не богач. Люди благословляют облако, дающее воду, а не все воды океана.
Дар, что дается с мыслью: «надо дать», без надежды на вознаграждение, в должном месте, в должное время и достойному — вот благой дар.
Лучший дает без просьбы, средний — по просьбе, низкий не дает, несмотря на просьбы.
О ВОЗДАЯНИИ
Человек, творящий зло, — враг самому себе: ведь сам он и вкусят плоды своего зла.
Зачем замышлять зло против тех, кто вредит тебе? Придет время, и они сами падут, как падут деревья, растущие на берегу реки.
Никто не избежит наказания за несправедливость — если не сам поплатится за нее, то сыновья, если не сыновья, то внуки.
Дела человека низводят его вниз и возносят вверх, словно труды роющего колодец и строящего храм.
Дело стоит рядом со стоящим, идет за идущим, творит с творящим. Оно следует за ними подобно тени.
Богатство оставляет умершего на пороге дома, друзья и родные оставляют его на кладбище, лишь добрые и злые дела следуют за ним и после смерти.
Тело — вместилище счастья, тело — вместилище несчастья. За все, содеянное телом, — тело же и вкушает воздаяние.
Почему и чем, и как, и когда, и что, и насколько, и где совершил ты добро или зло, потому и тем, и так, и тогда, и то, и настолько, и там следует воздаяние по воле творца.
Болезни, горести, страдания, узы, невзгоды — все это плоды с древа проступков, совершенных смерти
Знание зависит от ученья, почет — от дел, благополучие — от усердия, награда — от судьбы.
Все усилия ради тела бесплодны. Все усилия ради разума приносят плоды.
О СЛОВЕ И МОЛЧАНИИ
Все определяется словом, коренится в слове, вышло из слова. Кто лжет в слове, тот лжет во всем.
Кто промолчит, зная правду, подобен лжесвидетелю.
Двумя добродетелями блистает человек в этом мире: не говоря грубых слов и не возвеличивая недостойного.
Ничто так не ободряет человека, как доброе слово.
Весь наш мир был бы окутан мраком, если бы не освещал его светильник, имя которому — слово.
Одного брата рожает нам мать, другого — речь, и родство, рожденное речью, выше родства по матери.
Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом.
Ничтожен тот, кто способен говорить о чужих недостатках или о своих добродетелях. Ни о чужих недостатках, ни о своих добродетелях не говорит истинно достойный.
Благородный говорит лишь о достоинствах ближнего, хоть тот лишен их; низкий — лишь о недостатках. И пусть оба они лгут — первый идет на небо, второй — в преисподнюю.
Не подобает разумному вести в собрании дурные речи о другом. Даже о правде следует умолчать, если она принесет несчастье.
Говори правдивое и приятное; не говори правдивого, но неприятного; не говори приятного, но неправдивого— вот извечная заповедь.
Осень приносит гром без дождя, пора дождей — дождь без грома. Низкий говорит, не делая; достойный делает, не говоря.
Один лишь раз приказывает царь, один лишь раз высказывает свое суждение достойный, один лишь раз выдают замуж девушку — три эти дела делают лишь раз.
От ничтожных всегда много шума. Разве бывает от золота столько шума, сколько от меди?
Нельзя остановить пения безумца, лепета ребенка и слов женщины.
Молчание лучше слов.
О СЕМЕЙНОМ ДОЛГЕ
Пусть мать будет для тебя богом, пусть отец будет для тебя богом, пусть учитель будет для тебя богом, пусть гость будет для тебя богом.
Учитель лучше десяти брахманов, отец — десяти учителей, мать — десяти отцов и всего, что есть на земле. Кто сравнится с матерью? Следует оставить учителя, сошедшего с праведного пути, но никогда нельзя оставить мать. Уж тем, что выносила тебя во чреве своем, она выше всех.
Трое несут тебе добро, движимые собственной природой: мать, друг н отец. Когда же прочие добры к тебе, то лишь по особому поводу.
Престарелых родителей, верную жену и малого сына следует кормить, пусть они совершили злых дел без числа.
Отец охраняет ее в детстве, муж — в юности, сын — в старости. Нельзя предоставлять женщину самой себе.
Плох тот отец, чья дочь не выходят замуж вовремя. Плох тот муж, что не живет со своей женой. Плох тот сын, что не охраняет мать после смерти ее мужа.
Лишь рождается дочь на свет, как похищает рассудок матери; растет, принося горе друзьям, а выйдя замуж, дурно ведет себя. Дочери — великое несчастье.
«Попадет ли в руки достойному? Удовлетворит ли его? Окажется ли без недостатков?» — так, создав произведение, поэт беспокоится за него, словно за дочь.
Узнай о женихе семь вещей: каковы его знания, род, характер, опекун, богатство, красота и возраст — и выдавай девушку, не заботясь о прочем.
Женщина создана рожать, мужчина — производить потомство.
Корми жену и одевай ее, особенно во время, благоприятное для зачатия; дари ей украшения и все прочее, но не советуйся с ней.
Хорошая жена трудится на тебя, как слуга; дает советы, как советник; прекрасна, как богиня красоты; спокойна и вынослива, как земля; кормит тебя, как мать, и услаждает тебя, как гетера. Хорошая жена — шесть лиц в одном.
Ничто так не сокращает жизни, как близости с чужой женой.
Та настоящая жена, которая разумно ведет хозяйство; та настоящая жена, которая приносит потомство; та настоящая жена, жизнь которой — в муже; та настоящая жена, которая верна мужу.
Дурная жена, находящая удовольствие в непрестанных ссорах, это не жена, а старость, принявшая женский облик.
Пьянство, общение С дурными, разлука с мужем, скитание, сон и житье в чужом доме — вот шесть вещей, губящих женщину.
У женщин тысячи недостатков и три достоинства: уход за домом, рождение детей и смерть вместе с супругом.
Женщина сияет — весь дом сияет, женщина мрачна — весь дом погружен во мрак.
Быстро погибает та семья, в которой горюют женщины. Всегда процветает та семья, где они счастливы.
Хозяйка дома — вот что такое дом. А дом без хозяйки подобен лесу.
Пусть нет у женщины украшений, муж — лучшее ее украшение. Пусть прекрасна лишенная мужа — нет у нее красоты.
Нет родственника, равного мужу; нет друга, равного мужу; нет защитника, равного мужу; нет убежища, равного мужу.
Добр ли муж или зол, наделен ли всеми пороками — его спасает жена, верная своему долгу.
Не звучит лютня без струн, не катится повозка без колес, несчастлива женщина без мужа — пусть у нее сотня родичей.
Бесплодна жизнь женщины, лишившейся супруга. Почет, гордость, любовь родных, уважение слуг — все это уходит вместе с супругом.
«Сын твой — это ты сам, рожденный тобой», — так говорят мудрецы. Пусть же муж взирает на жену, родившую ему сына, как на собственную мать.
Как ни плох родной сын — невоспитан, уродлив, глуп, распутен, зол — он все же радует сердце.
До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати — как со слугой, после пятнадцати — как с другом.