staricc
Восставшим сипаямВ приведённой Staricc'ом статье упоминается, что в 40-е и 50-е годы в Индии преобладало осуждение восставших сипаев, устроивших кровавый бунт и ничего хорошего, в результате, не добившихся, в отличие от бескровной победоносной революции Махатмы.
Я скажу, что и сейчас сипаев не все индийцы считают героями. В год 150-летия восстания мне попался в газете отчёт о научной конференции, где историки рассуждали о влиянии восстания сипаев на ход истории Индии. И ряд учёных говорил об отрицательном значении событий 1857 г. весьма аргументированно (так же, впрочем, как и их оппоненты, считавшие восстание сипаев важным звеном борьбы за независимость). Противники сипаев доказывали, что, в случае их победы, Индия была бы отброшена далеко в средневековье, не сохранила бы территориальную целостность, положение народа многократно ухудшилось бы, и т.д., и т.п.
Поразил тогда ещё тон дискуссии, рассудительно-академичный, без истерик, обвинений в предательстве и навешивания ярлыков, как это часто случается при обсуждении спорных проблем нашими историками.
Что касается меня, то я не знаю. С одной стороны, помню картинку из советского учебника истории, на которой бедные сипаи были привязаны к пушкам с тлеющими фитилями (пушки с фитилями, не сипаи). С другой стороны, не приемля насилия, как такового, не могу забыть, что восстание началось с массового истребления беззащитных жён и детей английских офицеров, а в последующих боях индийцы уничтожали индийцев беспощадно.
Сложно это всё.